Советским людям внушали, что группа «Чингиз Хан» — это идеологический продукт ЦРУ
В 1981 году на советские телеэкраны вышел документальный фильм «О спорт, ты — мир!». Фильм рассказывал о самых интересных эпизодах Московской Олимпиады 1980 года, о том, как злые силы международного империализма хотели сорвать праздник спорта и мира, но не вышло у них! О том, что спорт и политика несовместимы и никакие бойкоты никогда не смогут потушить олимпийский огонь. Правда, пафос этого фильма не помешал советскому Политбюро приказать своему олимпийскому комитету и комитетам всех соцстран (кроме Румынии) бойкотировать Олимпиаду 1984 года в Лос-Анджелесе.
Есть в этом фильме один забавный эпизод. Описывая досуг олимпийской деревни в Москве, режиссер решил показать дискотеку — как свободные от выступлений спортсмены разных стран, разного цвета кожи дружно вместе танцуют под какую-то очень заводную музыку. Мол, и у нас умеют танцевать ваше диско, господа с Запада! С телеэкрана слышен голос Николая Гнатюка: «Птица счастья завтрашнего дня прилетела, крыльями звеня. Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня».
Но ритм танца как-то не совпадал с этим идиотским текстом, написанным, кстати, не учеником средней школы, а маститым поэтом Николаем Добронравовым. Не совпадал он и с музыкой легендарной Александры Пахмутовой. Песня была сама по себе, а на экране счастливые спортсмены танцевали явно под какую-то другую музыку. Правда открылась много позже.
Об этом рассказала сама Александра Николаевна, написавшая музыку ко всем песням из этого кинофильма.
Режиссер снял эпизод, где спортсмены танцевали на дискотеке под песню группы «Чингиз Хан» «Moskau». Фильм посмотрел тогдашний Председатель Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР Лапин, и его приговор был суров: песню на немецком языке из фильма убрать незамедлительно. «Но чем же ее заменить?» — с ужасом поинтересовались авторы фильма. «А пусть Пахмутова с Добронравовым напишут, — сказал невозмутимо Лапин. — За ночь напишут, днем ее напоет кто-нибудь и через два дня, чтобы фильм был с песней на русском языке в эфире».
Именно поэтому я больше не имею никаких претензий к тексту «Выбери меня». За одну ночь автор песен «Как молоды мы были», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Надежда», должен был выжать из себя вот это: «Будет утро завтрашнего дня. Кто-то станет первым, а не я… Кто-то, а не я, кто-то, а не я сложит песню завтрашнего дня».
На вопрос о том, чем же плоха песня о Москве, товарищ Лапин, якобы сказал: «Ну, как же, там поют «забросаем бомбами», а вы хотите ее на экран? Надо же как-то, товарищи, и совесть иметь».
Песня «Moskau» группы «Чингиз Хан» и сегодня у многих бывших советских граждан ассоциируется с бойкотом Олимпиады-80 и угрозой забросать Советский Союз бомбами.
Надо отметить, что клип с песней до этого показали по ЦТ один-единственный раз в канун 1980 года в программе «Международная Панорама». Уж не знаю, как хитрый Бовин умудрился это сделать, но это было первое и последнее появление «Чингиз Хана» в советском телевизоре.
Надо ли говорить, что никаких бомб в тексте этой, вполне примитивной, но жизнерадостной песни, нет. Немецкий язык в стране советов знали еще хуже, чем английский, поэтому на бойкий мотив, народ сам придумывал слова. А поскольку на немецком советский человек знал только «хенде хох», «нихт шисен», «Гитлер капут», то никакого другого текста, кроме как с бомбами, придумать не мог. Песня-то была с обычным набором штампов интуриста о России:
Казаки – хей, хей, хей – поднимайте стаканы!
Наташа – ха, ха, ха – ты так хороша!
Товарищ – хей, хей, хей – за любовь!
За ваше здоровье, девушки, хей, девушки, хо!
Москва, Москва,
Бей стаканы о стену,
Россия – чудесная страна
Москва, Москва,
Твоя душа так необъятна,
Веселимся ночью до упаду
Москва, Москва
Москва, Москва!
Москва, Москва!
Но время не позволило этим покорителям русских наташ завоевать любовь советского руководства. Имелась четкая «вказивка» сверху, что песни группе пишут в ЦРУ. На инструктаже в райкоме комсомола нам рассказывали о том, что сама группа была создана под эгидой ЦРУ. Зачем? Ну, как же. Название у нее какое? «Чингиз Хан». А Чингиз Хан был азиатским завоевателем. И в свое время завоевал Афганистан. Песни группы появились в СССР сразу же после ввода в Афганистан советских войск. Мало того, так у них еще есть и песня «Израиль» и «Иерусалим», что указывает на их сотрудничество с сионистами.
Весь идиотизм ситуации заключался в том, что при официальном запрете на песни группы, летом 1980 года чуть ли не из каждой советской квартиры доносились песни «Казачок», «Чингиз Хан», «Москау». Популярность группы была просто бешеной. При том, что на Западе ее рейтинги были довольно скромными.
Группу «Чингиз Хан» создавали, что называется, на коленке. Не в ЦРУ, конечно, а в Западной Германии. Одному из самых маститых западногерманских композиторов Ральфу Зигелю поручили написать песню для какого-нибудь коллектива для выступления на предстоящем конкурсе «Евровидение». Почему ему? Потому что к тому моменту он был автором 17 песен, которые уже участвовали в этом европейском песенном конкурсе. Одна из них была признана победительницей, другая заняла второе место и т.д. Написав песню «Чингиз Хан», Зигель стал искать исполнителей, и не найдя их, решил сам набирать команду. Состав был подобран за пять недель до начала финального выступления и над названием группы уже некогда было думать. Назвали группу по песне, которую они и должны были исполнить.
Финал «Евровидения» 1979 года проходил в Иерусалиме, где группа «Чингиз Хан» с одноименной песней заняла почетное четвертое место, после чего выпустила свой первый диск со своими самыми знаменитыми песнями. Увы, первый диск стал их лебединой песней. Группа прекратила свое существование в 1984 году, так и не узнав, что была проектом ЦРУ и Госдепа.
В списке исполнителей, «в репертуаре которых содержится идейно вредные произведения», группа «Чингиз Хан» даже в начале перестройки занимала почетное 17 место — после «Скорпионс» и перед «Пинк Флойдом».
И, если вы сегодня приедете в Россию, и случайно на волне «Ретро ФМ» услышите песню «Чингиз Хан» — не бойтесь, никакие бомбы Олимпиаде в Сочи не грозят!..
Алекс Эппл, специально для The Dallas Telegraph
Фото из архива редакции и автора