Джей Роб Смит – вполне реальная личность!
От автора: Эксперты говорят, что после переговоров президентов Барака Обамы и Владимира Путина в экономических отношениях между США и Россией лед наконец-то тронулся. Напомним, президенты встретились на Саммите большой восьмерки в Северной Ирландии 17 июня этого года. В ходе переговоров даже было принято решение о создании комиссии «Байден-Медведев». Но это «экономическая перезагрузка», которая напрямую зависит от политической и идеологической перезагрузок. И вот как раз с последней на протяжении последних лет как-то туговато. Эта статья была написана по заказу «Независимой газеты» чуть больше года назад, она как раз и посвящена теме «идеологической перезагрузки» российско-американских отношений. Тогда публикация вышла под заголовком «Я больше верю в народную дипломатию». В сегодняшней версии используется оригинальное авторское название
Почему они там такие хмурые?
Любят ли американские СМИ Россию? Понимают ли? Если проанализировать заголовки здешних газет и журналов последнего времени, то особой любви вы не заметите. Особенно наглядной в этом смысле мне показалась статья под названием «Может ли этот человек спасти Россию?», опубликованная в одном из самых авторитетных журналов США — Time — от 23-30 января 2012 года. О каком спасителе-мессии речь? Первый абзац публикации объясняет, что журнал не имеет в виду премьер-министра Путина: «Злость на путинскую автократию вывела тысячи протестующих на российские улицы и в передней шеренге протестующих шел блогер-крестоносец». Так впечатлил автора Алексей Навальный, которого он уже увидел следующим президентом России.
Надо сказать, что российские издания платят той же монетой. В Америке мало кто знает, чем федеральная «Комсомольская правда» встретила в Москве вице-президента США Джо Байдена. Цитата из номера от 10 марта 2011 года: «Враги не изменяются, несмотря на изменения социальных систем и названия стран. Какая же главная задача врагов? Разрушить, уменьшить в размере страну и ослабить».
Американцам, в том числе и русским американцам, было удивительно, как некоторые российские СМИ приветствовали нового посла США в России Майкла Макфола. Он, как говорится, еще с порога был обвинен в том, что «является экспертом по цветным революциям». И в то же время «не является экспертом по России и прибыл в Москву, чтобы подорвать стабильность в обществе».
Такие оценки стали появляться после того, как премьер-министр Путин на своем предвыборном сайте написал, что «деструктивным силам» в разных странах помогают государства, которые пытаются «экспортировать демократию» силовыми методами, намекая, как пишут и говорят американские СМИ, не просто на Запад, а именно на США.
Конечно, Путин может иметь любые источники информации и высказывать любые версии (хотя и его риторика должна быть сдержанной, он все-таки второй человек в государстве). Вопросы к тем, кто пишет, снимает, комментирует. Безусловно, в Америке тоже не смиренные клерки в прессе работают, но американские журналисты не пишут с оглядкой на Белый дом.
Различие еще и в том, что в наших странах уже исторически сложились почти противоположные подходы к журналистике и разные понимания ее общественной миссии. Нынешняя советско-российская школа (за исключением некоторых самостоятельных редакций и смелых авторов) все время живет в режиме томительного ожидания: когда же кто-нибудь сверху разъяснит или намекнет – как правильнее осветить то или иное событие, какими красками описать явление, обругать или похвалить героя. И когда забрезжит лишь какое-то подобие сигнала, «ждущие» СМИ начинают творить чудеса оперативности.
В Америке же все наоборот – журналистов ноги кормят. Здесь они привыкли искать темы и героев сами, до всего докапываться, опережая конкурентов на часы и даже минуты. И оценщиком их работы выступает не правительство, а простой американец, какой-нибудь ковбой Джей Роб Смит из Техаса. Как ему относиться к России или к Америке – это он уже сам решит, в зависимости от того, что и как будут сообщать доступные ему СМИ.
Лучшие новости – всегда местные
В США практически нет национальных газет. Нью-Йорк, Вашингтон и Бостон издают несколько газет, которые якобы считаются национальными: New York Times, Washington Post, USA Today, Boston Globe, Wall Street Journal. Но большинство из них можно найти только при гостиницах, в специализированных магазинах или в аэропортах. В самом народном супермаркете Америки — магазине Walmart — где в основном работяга Смит и подобные ему покупают продукты, на раскладке серьезной прессы можно найти только местную газету (у нас, в Далласе, это Dallas Morning News, Star-Telegram), а из национальных — максимум USA Today. Если поговорить с местными жителями во многих штатах, то некоторые из них испытывают гордость от того, что не выезжали не то что за пределы страны, но даже за пределы своего штата.
Поэтому, когда российские туристы возвращаются из США на родину, их рассказы очень часто содержат сообщение: «И как эти американцы живут, они же о нас почти ничего не знают!» Да так и живут. Потому что в глубинной Америке отнюдь не Белый дом формирует новости, а местная телевизионная станция или газета. Иногда даже в прогнозе погоды комментаторы отпускают ироничные шуточки, в том числе и о России.
Не во всех домах смотрят телеканалы CNN, Fox News, а тем более Russia Today. Как правило, американцы ограничиваются новостями из местных телеканалов, где в разделе «60 секунд вокруг Земли» иногда рассказывают о горящем сарае в соседнем штате.
Поэтому формирование привлекательного имиджа в глазах широких американских масс – дело непростое. В значительной степени оно зависит от прямых человеческих контактов. Порой случайных, но способных оставить незабываемое впечатление. Вспоминаю реальный случай с одним американцем, который отвозил по моей просьбе мои документы в русское консульство в Хьюстоне. Отправлялся он туда с приподнятым настроением, постоянно повторяя: «Я еду в Россию!» Вернулся оттуда с растерянным видом и вопросом: «А почему они там не улыбаются, отчего такие хмурые и недоброжелательные?»
Что я могла ему ответить? Те же вопросы у меня появились даже не в связи с русскими дипломатами, а когда я, выросшая недалеко от Владивостока, впервые вошла в московское метро…
Визит владыки Илариона
Еще один факт, который Россия часто сознательно забывает, выстраивая политику по формированию своего имиджа за пределами страны: США — протестантская (евангельская) страна. Испокон века в Россию приезжали два вида американцев — туристы и христиане. Последние всегда хотели послужить России. Вот их-то из нее часто и выдворяли, причем не самым лояльным образом. Эти люди, возвращаясь в свои церкви, рассказывали тысячным общинам о препонах, которые чинила, да и сейчас порой чинит Москва простым американским христианам.
Ярлыки, которыми до сих пор одаривают российские СМИ представителей нетрадиционной для России религии, не вызывают восторга у рядовых американских протестантов. В США многие политики (начиная с президента страны), крупные финансовые магнаты, бизнесмены, чиновники являются прихожанами евангельских церквей.
С некоторыми из русских американцев московские дипломаты, с оглядкой на РПЦ, не работают по идеологическим соображениям: в России протестанты не входят в число традиционных религиозных объединений. Между тем в Сакраменто живут почти 100 тысяч русских евангельских христиан, в основном эмигранты по религиозному признаку. Точно такие же христианские общины есть в Орегоне, Вашингтоне, Миннесоте, Атланте, Массачусетсе. Иногда мы сами виноваты в том, что русскоязычная диаспора слишком занята собой, когда организует праздники, выставки, концерты. Об этих мероприятиях почти не знают обычные американцы, если только они не являются друзьями русских. Надо признать, что часто американские СМИ либо игнорируют положительные инициативы русскоязычной общины, либо гоняются за скандалами «про русских», причисляя к последним представителей всех стран бывшего СССР — армян, украинцев, прибалтов.
И еще об одной возможности активных и полезных контактов. Сегодня массовые евангельские церкви Америки ищут новых, интересных, известных людей, которые могли бы выступить перед ними, вступить в дискуссию и т.д. Например, всемирно известная церковь Сэделбек в Калифорнии, где пастором служит Рик Уорен, постоянно приглашает к открытому разговору самых неожиданных собеседников. В гостях у церкви уже были Тони Блэр и Джордж Буш-младший.
Пастор Рик Уорен в диалоге с собеседниками не пытается задавать вопросов в стиле Лари Кинга: «А что случилось с подводной лодкой?» Разговор выстраивается вокруг духовно-нравственных тем, культурных и исторических ценностей. И поскольку институт Церкви имеет высокий авторитет в США, новость о том, что Сэделбек пригласила очередного интересного гостя, мгновенно облетает все американские СМИ. И в глазах простых прихожан Тони Блэр, каким бы он ни был далеким и неизвестным вместе со своей туманной Англией, становится «большим другом Америки». Иными словами, обретает положительный имидж.
Так почему бы публичным фигурам России не использовать в своей деятельности и такие аудитории, и такие трибуны, которых в США великое множество?
Этой возможностью зимой 2011 года воспользовался руководитель отдела внешних церковных отношений Русской православной церкви митрополит Иларион. Во время обеда в одном из московских ресторанов он принял приглашение пресвитерианина-миллионера из Далласа посетить США, в частности Даллас, со своей ораторией «Страсти по Матфею». Владыка приехал в сердце Библейского пояса – город Даллас, был достойным собеседником Джорджа Буша-младшего, теологов из баптистской семинарии Далласа, обедал с мэром-баптистом, проповедовал в протестантской церкви, за что снискал положительные отзывы прессы и радио всего Техаса.
Но если даже Иларион не отказал американским протестантам, то русскоязычной диаспоре и общественным деятелям самой России не следовало бы чураться встреч и контактов с такими организациями. Потому что межконфессиональные связи могут стать еще одной гранью того процесса, который теперь принято называть перезагрузкой.
Чем больше будет таких связей по различным линиям гражданского общества, тем это лучше отразится на взаимопонимании обеих стран.
Слабо работаем, мало ездим
Слова помощника госсекретаря США Филиппа Гордона, которые он произнес 15 декабря 2011 года на слушаниях в сенатском подкомитете по делам Европы, очень точно отражают основу той работы, которая России и Америке еще только предстоит: «Наша цель заключается в углублении перезагрузки и увеличении масштаба нашего сотрудничества. В частности, мы должны расширить наши экономические связи. Они остаются одними из самых слаборазвитых в области наших отношений, несмотря на то, что жизненно важны – особенно на фоне глобального финансового кризиса… Хотя объем двусторонней торговли вырос в прошлом году, он, тем не менее, составил всего 31 миллиард долларов – менее 1% от нашей общей торговли. Россия является седьмой по величине экономикой в мире, но лишь 37-й по объему экспортных рынков США. Следует отметить, что в американо-российских отношениях мало что дается быстро и легко, и для преодоления наследия недоверия потребуется много времени и усилий».
Недоверие будет только расти, если россияне не будут стараться лучше узнать Америку и правильно рассказывать США о России. А российским СМИ — начать представлять Америку у себя в стране не как «всемирного полицейского», а как соседа и партнера.
И об этом говорят факты. В 2009 году США по туристической визе посетили 54,9 млн. человек, принеся в бюджет страны 121,1 миллиарда долларов. А число российских путешественников составило лишь 142 тысячи. Да, это больше, чем в два раза превышает этот же показатель 2001 года. Но для такой страны, как Россия, это очень мало.
Говоря о развитии российско-американских отношений и улучшении имиджа России в американской прессе, нельзя не вспомнить, что в 2012 году исполнилось 200 лет знаменитому Форт-Россу, который в XIX столетии основали в Калифорнии русские мореплаватели. Потрясающий факт – Америку открывали для себя купцы из древней Вологды, которые до строительства своих кораблей моря не видели! Но великий дух странствий и смелого предпринимательства привел их к берегам Америки, которая помнит русских мореходов и охотников до сих пор. Идея совместного восстановления Форт-Росса, одного из символов российско-американских отношений, несмотря на кризис, получит продолжение. «Форт-Росса – это же 200 лет эффективного культурного диалога», – считает главный редактор Moscow Media Group Ltd. Александр Чернавский.
И еще об одном резерве улучшения имиджа России, а заодно Украины, Белоруссии да и самой Америки. Имею в виду инициативу, рожденную в штате Техас, по организации и учреждению в США национального Дня славянской культуры — культурного и духовного праздника всех русскоязычных американцев. Этот ежегодный праздник усиливал бы позитивную роль русскоязычного мира в развитии культурных и духовных связей не только между русскоязычными диаспорами, но и между странами и континентами. А Москва могла бы занять в этом проекте свое место. Достойное такого имиджа, над которым россиянам еще стоит немало потрудиться.
Людмила Качкар-Тараненко
Фото Сергея Тараненко, Кита Пилера и из архива редакции