Сергей, Ольга и Лиза Максимовы с семьей пастора церкви Первоначальных баптистов в Абердине, штат Миссиссипии, Хербом и Руфью Хатфилдами
Движение первоначальных баптистов зародилось еще в пуританской Европе, однако корни оно дало именно в Америке, куда пуритане переезжали целыми семьями и поселениями. Сегодня церкви первоначальных баптистов есть во всем мире, есть они и в России, и в Украине. Первоначальных баптистов называют ортодоксами, а иногда даже и православными, имея ввиду правильный стиль их богослужения, который ведет свое начало от первой Христовой церкви. Сами себя первоначальные баптисты считают наследниками новозаветных духовных идей.
Сергей Максимов из Курска стал первоначальным баптистом осознанно, сначала изучив их вероисповедание, а затем поняв, что это именно то направление в христианстве, которое он искал. Сергей рассказал о своей вере, о вере своей церкви и о тех Христовых истинах, в которых нуждается все человечество.
Дорога к Богу
– Сергей, хотелось бы услышать вашу историю Спасения. Как вы узнали о христианстве и что побудило вас прийти в церковь?
– История моей жизни – это и есть удивительное действие Божьей благодати. Родился я в Новосибирске, в семье неверующих родителей. Среди моих друзей также никого не было, кто мог бы мне рассказать Евангельскую Весть.
Однако в перестроечное время, известное как время свободы, в нашу страну начали привозить, а потом и издавать, христианскую литературу. Однажды мне попался буклет, рассказывающий о Боге. Меня это заинтересовало, и я начал искать дополнительную информацию по этой теме и в итоге попал на показ фильма «Иисус». Это был 1992 год. После просмотра фильма мне подарили Евангелие, изданное Братством Гедеонов.
– Маленькая синенькая книжечка?
– Да, это была книжка небольшого формата в синей обложке. Я начал читать ее, но многие вещи мне были непонятны. Хотя мне казалось тогда, что у меня вполне сформированное представление о Боге. Именно поэтому я регулярно ездил в православный храм, ставил свечки, раздавал бедным милостыню. Однако в понимании сути Евангелий далеко не продвинулся, Бога не познал.
Потом я начал ходить в группу по изучению Библии – ее проводил представитель лютеранской церкви. И вот там-то я и узнал, кто такой Христос, что Он умер на кресте за мои грехи, что такое грех и т. д. Мне, тогда еще подростку, нравилось общаться со взрослыми людьми на серьезные духовные темы. Через какое-то время я помолился молитвой покаяния пред Богом – в одиночестве встал на колени и попросил у Бога прощения за свою греховную жизнь. Инструкцию об этом нашел в какой-то христианской брошюре. С тех пор считал себя истинно верующим человеком. Но сейчас понимаю – истина была в моем разуме, но ее не было в моем сердце. Моя жизнь никак не изменилась, как и отношения с людьми.
Примерно через года два я пережил, как это называет Библия, второе рождение – Бог дал мне новое сердце, как это описано у Порока Иезекиля в 36 главе, стих 26-27: «Я дам вам новое сердце и вложу в вас новый дух, удалю из вашей плоти каменное сердце и дам вам сердце из плоти. Я вложу в вас мой дух и буду действовать так, что вы будете следовать моим постановлениям, соблюдать мои судебные решения и исполнять их». Господь вложил в мое сердце желание жить для Него и исполнять Его волю. И это была коренная перемена жизни!
– Христианство в нашем мире достаточно разноликое и разнообразное. Как вы поняли, что баптистская церковь в православной России – это ваше?
– Я просто понял, что выбора как такового у меня нет, я просто должен следовать за Истиной, которая открыта Богом в Святом Писании. В Новосибирске я начал регулярно бывать на церковных богослужениях в храмах евангельских христиан-баптистов. Примерно в это же время познакомился с миссионером с Южно-баптистской Конвенции США. Он начал проводить церковные собрания в классическом, ортодоксальном его виде – с акапельным пением гимнов, с простой молитвой и с проповедью. Я не очень много тогда понимал, но мне нравилось общение с людьми. После своего второго рождения, Библия для меня стала прекрасной Книгой, от чтения которой получаешь наслаждение. Библия стала Божьим Словом, обращенным ко мне лично.
Спасение души – человеческих ли рук это дело?
– Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с первоначальными баптистами?
– У меня друзья живут в Иркутске. Мы вместе работали в детских лагерях на Байкале. Потом я поступил в Курский Библейский колледж, уехал учиться и наши связи прервались. Окончив колледж, я твердо стоял на позициях арминианского богословия, считая эту модель более правильной. Однако в период с 2003 по 2004 годы я начал активно изучать литературу пуританского движения – Томаса Бостона, Томаса Ватсона, Джона Буньяна, Чарльза Сперджена. Эти авторы писали о доктринах благодати и о спасении, которое есть Дар Божий. Я узнал, что человек не может быть соучастником в своем спасении. Бог говорит в Своем Слове «никто не ищет Бога». Значит грешник в состоянии духовной смерти не хочет да и не может искать Бога. Грешник не в состоянии ни искать Бога, ни откликнутся на призыв Евангелия. Спасение – это Божий дар, равно как и вера. Если Бог не спасет человека, то человек погибнет навеки. Также Господь показал мне мое сердце, насколько оно испорчено и греховно, и я понял: «Господи, во мне нет ничего доброго». И даже то, что мне казалось добрым, оно уже испорчено грехом.
– Но так ведь и отчаяться можно?..
– Когда работает Божья Благодать в сердце, Бог не только открывает нам правду о самих себе, но и дарует нам веру взирать на Христа, Он дарует нам надежду, которая не позволяет нам отчаяться.
– Другими словами, вы сначала познакомились с доктринами первоначальных баптистов и только после этого познакомились с людьми, носителями этих доктрин?
– Получается, что так. Примерно в то же время я наладил связь с моим другом по христианским лагерям из Нижнеудинска. Он рассказал, что к ним приезжают первоначальные баптисты из США. Мне стало интересно, кто же это такие. Поскольку мои знания английского были ограниченными, я воспользовался гугл-переводчиком и начал собирать о них информацию. Понятно, что перевод был не совсем точным, но этого было вполне достаточно, чтобы понять смысл сказанного.
Чем больше я читал принципы веры первоначальных баптистов, тем больше я соглашался с ними. Не потому, что кто-то на меня повлиял, а потому что до многих вещей я дошел самостоятельно, изучая Писание. И в следующем году, а это был 2007 год, я поехал в Иркутск на конференцию, которую проводили братья первоначальные баптисты. Вот так я в первый раз и встретился с живыми первоначальными баптистами.
Кто такие первоначальные баптисты?
– Первоначальные баптисты – какова их история? Где, когда и по какой причине это движение возникло?
– Официально называют дату не то, чтобы появления, а дату организации этого движения – это 1830-й год. В местечке «Черная скала» (Black Rock) в штате Мэриленд собрались служители баптистских церквей, которые обозначили принципы своей веры и богослужебной практики. Это документ известен как «Послание Черной скалы». Что этому предшествовало?
Во-первых, начнем с того, что те доктрины, которые исповедуют первоначальные баптисты в США сегодня, когда-то были общими для всех церквей евангельских христиан-баптистов Америки. Когда баптисты из Англии переселились в Новый свет, они привезли в Америку и свое богословие, и свой богослужебный стиль.
С проникновением в Церковь США идей гуманизма, некоторые американские общины воспротивились этому. Например, в 19 веке стали создаваться воскресные школы при церквах, хотя до этого всякое духовное обучение и воспитание детей было возложено на родителей. Кроме того, дети приходили на воскресное богослужение и наравне со взрослыми слушали Слово Божье. Однако кто-то решил упростить Истину, адаптировать ее под ребенка – так начали появляться воскресные школы. Переложив христианское воспитание своих детей на церковь, родители перестали уделять этому время в семье. И многие пасторы, увидев в этом опасную тенденцию, стали бить тревогу. Но на них стали смотреть как на чудаков, которые не дают церкви возможности развиваться.
Тогда эти служители собрались вместе и провозгласили верность Библейским принципам, которым они следуют до сегодняшнего дня. Так что 1830-й год – это не год появления первоначальных баптистов, это, скорее, год отмежевания от основных баптистов.
– Сколько церквей первоначальных баптистов в мире? И в каких странах они, в основном, сосредоточены?
– В основном, церкви первоначальных баптистов расположены в южной части США. Есть церкви первоначальных баптистов и на Филиппинах, и в Африке, и в Индии, и в Украине, и в России. В нашей стране они сосредоточены в Восточной Сибири.
– Какие доктрины являются для первоначальных баптистов краеугольными?
– Если говорить проще всего, то, как сказал Чарльз Сперджен, есть две религии в этом мире: богоцентричная и человекоцентричная. Доктрина Спасения – это вероучение о даре Божей благодати, когда Святой Праведный Бог не просто не уничтожил падшего грешника, но по милосердию Своему простил его и дал ему дар благодати.
Еще одна доктрина, взятая первоначальными баптистами из Священного Писания, – это учение о Божьем всевластии: «Господь есть Бог. И Бог есть высшая власть во Вселенной». Господь не просто Творец и Создатель, он еще и Царь, и Он управляет сегодня миром. Бог все знает, и все происходит по Его воле. Сын Божий Иисус Христос сказал об этом доступно: «Ни один волос с вашей головы не упадет без воли Отца вашего Небесного». То есть Бог контролирует не только создание империй или жизни целых народов, Он контролирует жизнь каждого из нас. И когда Бог принимает какие-то решения, эти решения продиктованы Его волей. Никто и ничто не способно оказать на Бога какое-то давление или влияние. «Все, что Бог делает, Он делает по изволению воли Своей» – как об этом написал апостол Павел.
– Во что верят первоначальные баптисты во время таинства Вечери Господней, что хлеб и вино – это образ, или что это на самом деле тело и кровь Христовы?
– Вообще баптисты не употребляют слово «таинство» в отношении Вечери Господней и крещения. Потому что для нас – это не таинства, как это понимается в католическом или в православном богословии, для нас это символ. Во время причастия мы вкушаем хлеб и вино, которые символизируют тело и кровь Христа.
– Чем богослужения первоначальных баптистов отличаются от богослужений в обычных баптистских церквях?
– Мы считаем, что наше богослужение должно быть по-библейски простым, как это описывается в Деяниях Святых Апостолов, когда первая церковь пребывала в учении апостолов и в молитвах. Когда люди приходят к нам в церковь, они не видят той пышности и помпезности, которая иногда встречается в церквях евангельских христиан-баптистов. Богослужения первоначальных баптистов очень скромные и состоят из молитвы, общего пения и Библейской проповеди. У нас не бывает декламаций, хоров, оркестров, театральных представлений.
Мы считаем, что поклонение Богу происходит в человеческом сердце, а все внешние вещи являются проявлением эмоций, которые уводят человека от поклонения в духе и в истине. Именно поэтому прославление в наших церквях – акапельное. Я скажу даже больше, что первая Церковь не использовала музыкальные инструменты до 6 века. В баптистских церквях музыкальные инструменты стали чем-то привычным, начиная с 19 века.
– Каким образом можно больше узнать о первоначальных баптистах, если кто-то из наших читателей захочет это сделать?
– Лучше всего для этого, конечно, посетить богослужения первоначальных баптистов. Для ваших американских читателей – информацию о церквях первоначальных баптистов в вашем регионе можно найти в Интернете. Для читателей из России и Украины – дополнительную информацию (включая доктрины и богослужебную практику) о первоначальных баптистах можно запросить, написав мне по электронному адресу – oldbaptist1689@gmail.com.
– Газета – это своего рода кафедра. Какими будут ваши пожелания или благословения нашим читателям?
– Больше внимания уделять чтению Библии – старайтесь находить время для серьезного и глубокого изучения Слова Божьего. Не бойтесь пересматривать свои верования и убеждения в свете Священного Писания. Апостол Павел рекомендует нам: «Вникай в себя и в Учение; занимайся сим постоянно». Важно анализировать свою жизнь и проверять, соответствует ли она тому, о чем нам говорит Библия.
Текст Людмилы Качкар
Фото из архива Сергея Максимова
You must be logged in to post a comment.