«БарДаК» представляет «Серебряный вечер»

[Даллас, Техас] Март в Техасе — время дышать, время совершать неспешные прогулки и долго смотреть на по-настоящему весенний город, чтобы запомнить его таким: свежим и легкомысленным — до следующего года. А еще это время, когда самые творческие, самые сумасшедшие идеи воплощаются в жизнь, чтобы взорваться ослепительной вспышкой и, конечно, аплодисментами.

14 марта Бардовский Далласский Клуб «БарДаК» представляет взыскательной далласской публике новую программу «Серебряный вечер». Концерт, к которому «БарДаК» готовился еще с осени, состоит из песен и стихов Серебряного века — удивительного периода русской литературы на стыке 19 и 20 веков. Серебряный век — век отчаянный и лиричный, подаривший миру Мандельштама, Северянина, Маяковского, Есенина, заставивший еще царскую Россию вздыхать над строчками Марины Цветаевой и навсегда влюбиться в точеный профиль Анны Андреевны Ахматовой.

Само название «Серебряный век» — дань пушкинскому Золотому веку русской поэзии. Неизвестно точно, кто первым ввел в оборот это выражение, но широкое распространение оно получило с легкой руки Ахматовой, в ее «Поэме без героя»:

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…

Репетиция: Ольга Бирбасова и Петр Бельский

В тридцать — всего-то (!) — лет Серебряного века уместилось множество поэтических «школ»: авангардный футуризм, предметный акмеизм, и нежная отточеность образов в поэзии символистов. И все это — на фоне гражданских и политических потрясений, на волне стремительного технологического прогресса и непрекращающегося конфликта европейских держав, от которого у России не было шанса остаться в стороне.

Начало ХХ века было отмечено невиданной свободой нравов. Политическое инакомыслие подвергалось гонению, но в искусстве новаторство стало цениться за оригинальность. Многочисленные поэтические кружки являли обществу новые имена, стихи все еще были в моде, что делало возможным их публикацию. В 1901 году вышел первый сборник стихов Николая Гумилева, а вслед за ним — стихи Ильи Эренбурга, Сергея Есенина и знаменитый «Камень» Осипа Мандельштама, изданный в один год с первой книгой стихов Владимира Маяковского.

А вот публикация сатирического стихотворения Саши Черного привела к закрытию журнала «Зритель»: как и многие творческие люди, поэт считался неблагонадежным.

Молодости свойственно мгновенно вспыхивать и гаснуть, и потому поэты Серебряного века остались в истории не только своими произведениями. Истории любви, знакомые нам по фильмам и книгам, в полной мере отразили жестокость и безоглядную страстность эпохи: Сергей Есенин и Айседора Дункан, Владимир Маяковский и Лиля Брик, трагический треугольник Александр Блок — Любовь Менделеева — Андрей Белый. Любовь сжигала их души, но заставляла писать, оставляя нам вечные строчки:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость

Сергей Есенин

Ну, разве мог «БарДаК» пройти мимо таких строк?

Идея спеть песни на стихи поэтов Серебряного века витала в воздухе давно. Многие известные авторы и исполнители, выступающие в жанре авторской песни, так или иначе касались этой темы в своей музыке. Но то — мэтры! Еще год назад подобная идея казалось членам клуба немыслимой. Все изменилось после летнего концерта по мотивам произведений Михаила Булгакова. Во-первых, стало понятно, что «БарДаК» может и хочет петь более сложные и менее известные песни. Во-вторых, оказалось, что далласская публика с удовольствием принимает «тематические» концерты, на что раньше «БарДаК» не замахивался, стараясь выстраивать программы, в которых есть по чуть-чуть всего. И, самое главное — тот бешеный восторг и фантастическое удовольствие, которое каждый поющий испытал во время Булгаковского концерта, невозможно забыть. Все это хочется повторять снова и снова.

Итак, решение было принято, и «БарДаК» в полную силу включился в подготовку новой программы. Вполне ожидаемо, что первый же пункт подготовки — подбор песен — сразу же вызвал лавину мнений и горячих споров. Что считать рамками Серебряного века? Просто временной период? Если с тем, когда он начался, все более-менее понятно, то когда он закончился? С революцией 1917-го года? В 20-е годы НЭПа? И стоит ли причислять к Серебряному веку всех тех, кто писал в те годы, ведь многие поэты по-прежнему использовали стиль и технику поэзии прошлых поколений? И вообще: как мы можем сами договориться, если споры о том, что именно считать Серебряным веком русской поэзии, не утихают до сих пор, заставляя самых именитых экспертов ломать копья?!

У творческих людей не бывает простых решений. И все-таки артисты договорились: будем петь то, чего просит сердце.

Когда-то «БарДаК» избрал своим девизом вот эти слова: «Где связаны души гитарной струной». Знаменитая строчка стала маяком, который провел нас, клуб поюще-играющих друзей, через годы, концерты и даже гастроли. Мы и правда связаны чем-то очень тонким, как струна, и таким же прочным: все, что делает «БарДаК», мы делаем вместе и только потому, что так просит душа. Уже захваченные идеей нового концерта, мы остановились и просто попытались почувствовать, уловить то невидимое, что сделало Серебряный век самым пронзительным этапом русской поэзии.

Итак, мы открыли книги и следующий месяц просто читали, вживаясь в знакомые еще по школьным учебникам строки:

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, сулил мне Бог.

Сергей Есенин

У каждого из нас есть свои собственные любимые авторы. Я с детства люблю Марину Цветаеву, искренне восхищаясь ее сумрачной искренностью. Кому-то ближе Игорь Северянин с его манерой выдумывать слова:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена –

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Игорь Северянин

А чье-то сердце принадлежит Александру Блоку, который один умел так нежно воспеть красоту. В многообразии Серебряного века мы все нашли то, что нам близко. Мы глотали стихи, иногда цепляясь взглядом за одну единственную фразу, которая потом неделями не выходила из головы. Мы открывали для себя новые имена, узнавая их и влюбляясь. Мы слушали сотни романсов, песен и спектаклей, поставленных по произведениям творцов Серебряного века. Нам хотелось понять и выбрать то, чем по-настоящему захочется поделиться со зрителями. И чем больше читалось, тем все яснее становилось, что выбор темы предстоящего концерта — это подарок всем нам.

И вот песни примерно понятны, каждый определился с близкими ему по духу стихами, осталось (всего-то!) сложить все в один сценарий музыкального вечера. Ире Каган, моей дорогой подруге и бесконечно талантливому автору, выпало быть главной по концерту и принимать окончательные решения кто, когда и за кем. Она сказала мне однажды, что садилась за написание сценария, наверное, раз двадцать. И каждый раз, бережно перебирая песни, забывала обо всем, и просто слушала, слушала, слушала…

И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Александр Блок

Любое произведение, будь то стихи или проза, песня или картина, всегда легче понять, если знаешь его историю. Поэтому вместе со стихами, мы, конечно же, читали о тех, кто их написал. Поэты Серебряного века создали свой собственный мир: с литературными салонами, романтическими прогулками и вечерним покоем в кресле-качалке где-нибудь на даче. А еще с кипящими страстями и творческими спорами до рассвета. Трудно представить себе, что многих из них ждала поистине страшная судьба.

Анна Ходасевич однажды написала о своем муже, знаменитом поэте Владиславе Ходасевиче: «С первой минуты он производил впечатление человека нашего времени, отчасти даже раненного нашим временем — и, может быть, насмерть». Читая стихи и биографии поэтов Серебряного века, мне кажется, что все они были ранены насмерть своим временем. «И чем жарче полыхал талант, тем выше оказывалась цена, заплаченная за успех. Эмиграция, аресты, гибель любимых и разлука с семьями, и, наконец, нищета и забвение: жестокость революционных лет коснулась почти каждого.

Но все это было потом. А в самом начале 20-го века, когда мир еще только-только осознавал наступление новой календарной эры, на поэтическом небосклоне Москвы и Санкт-Петербурга уже разгорались новые звезды века Серебряного, свет которых «гладит сердце» и сотню лет спустя.

Концерт «Серебряный вечер» – это наше признание в любви. 14-го марта мы вместе с вами будем грустить и смеяться, и, конечно же, петь в такт рифмам Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Саши Черного, Владимира Маяковского – это лишь несколько поэтов той великой эпохи, чьи стихи, воплощенные в музыке, легли в основу программы.

Мы приглашаем вас на концерт в самый настоящий театр: Газета The Dallas Telegraph любезно помогла нам найти и снять помещение Courtyard Theater в самом центре Плэйно, по адресу: 1509 H. Ave. Plano, TX 75074.

Вы услышите всеми любимые «Свеча горела на столе», «Музыкант», «Никого не будет в доме» и многие другие композиции, определившие изменчивый ритм Серебряного века русской литературы.

На «Серебряном вечере» для вас будут петь Петр Бельский, Ольга Бирбасова, Александр Бородянский, Ирина Каган, Юрий Кан, Елена Петухова, Роман Хармац и Михаил Чаусовский. Гостей встречаем в 7 часов вечера. Вход бесплатный.

Подробную информацию о концерте вы можете найти на нашей страничке: http://serebrianyi.wordpress.com/

Благодарим The Dallas Telegraph за помощь в организации концерта.

Елена Петухова

Фото Сергей Таран и из архива «БарДаК»

Comments are closed.