28 февраля в американский прокат вышла «Сталинград» — удивительная картина, в которой на фоне наиболее кровопролитной битвы человечества, разыгрывается удивительная история жертвенной любви, и все это снято с использованием самых последних технологий. Как Федор Сергеевич Бондарчук смог реализовать данный проект, какие трудности были и почему именно эта картина стала прорывом в русском кинематографе — обо всем этом мне удалось спросить лично режиссера картины.
— Федор Сергеевич, расскажите об истории сюжета — это все вымысел сценариста или данная история, действительно, произошла во время Сталинградской битвы?
— За основу картины мы взяли роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Затем гениальный драматург Илья Тилькин написал блестящий сценарий, который был полон подробностей военных действий, но при этом невероятно трепетно раскрывал удивительную историю любви и жертвенности.
Как это часто бывает, уже после выхода фильма, многие события и герои нашли своих реальных прототипов. Это мы узнали из рассказов ветеранов и очевидцев тех жестоких событий. Например, сцена в начале фильма, когда наши солдаты, охваченные пламенем, идут в наступление. Это было на самом деле и та отвага и мужественность, с которой наш народ защищал Родину — не может не вдохновлять и будоражить сознание.
— Почему Вы решили снять картину именно в жанре IMAX 3D? Не рискованно ли это было для военного кино?
— Мы живем в век технологических новинок. Я и мои товарищи выбрали весьма рискованный путь. Снять фильм о битве, перевернувший ход Великой Отечественной Войны, да еще в формате IMAX 3D, было очень непросто. Нам было понятно, что увидеть на экране войну, еще сохранившуюся в генетической памяти живущих ныне поколений, будут готовы не все. Даже молодое поколение было настроено весьма консервативно. Я бы не брался за съемки «Сталинграда» без необходимой технической поддержки. Получился прекрасный тандем из голливудских специалистов в области IMAX 3D и нашей команды. Без преувеличения можно сказать, что мы шли по лезвию бритвы, рискуя либо провалиться, либо все-таки донести главную идею фильма, ведь я не ставил целью снять документальную картину, или наполнить ее множеством батальных сцен. Главным в картине является доброта, жертвенность и любовь, которые еще острее проявляются на фоне страшнейших военных событий. Меня радует рекорд нашей картины в Китае — «Сталинград» стал самым успешным стартом в китайском прокате для фильма, снятого не в Голливуде и в Китае.
— Федор Сергеевич, а если бы Вам предложили сняться в картине «Сталинград», какую роль Вы бы хотели сыграть?
— Мне очень импонирует светлый и наивный персонаж, которого все называют Тютей. У этого героя абсолютно иное восприятие жизни, человек, который способен совершить невероятно мужественный и самоотверженный поступок перед смертью. Этакий полюс добра, который не похож на главного героя Петра Федорова, но это нисколько не умаляет его человеческих качеств.
— Роль Тюти (боец Сергей Астахов — прим. редактора) сыграл Ваш сын, Сергей Бондарчук. Тяжело ли было Вам на съемочной площадке снимать сына?
— Для меня было вдвойне тяжелее и эмоциональнее снимать сына. К тому же это его дебют в кино, поэтому и ему было весьма непросто. Процесс съемок был сложен, у каждого героя была своя экспрессивная история. Я понимал, что справиться с эмоциями будет нелегко нам обоим, но в результате все сложилось замечательно, и Сергей, безусловно, справился с поставленной перед ним задачей, и раскрыл образ бойца, который смог соединить в себе и детскую наивность, и товарищеский альтруизм, и впечатляющую мужественность.
— На роль немецкого офицера Питера Кана, Вы пригласили голливудского актера Томаса Кречманна. Тяжело ли было уговорить его сняться в вашем фильме?
— Я бы сказал даже иначе. Тяжело ли было убедить Томаса в третий раз одеть нацистскую форму? Дело в том, что Томас Кречманн снимался и в фильме «Пианист» Эдриана Броуди, и в «Операции Валькирии» с Томасом Крузом. Стоит заметить, что свою творческую карьеру более 20 лет назад Томас Кречманн начал со съемок в немецком фильме «Сталинград» режиссера Йозефа Вильсмайера. Я рад, что Томас согласился сыграть роль офицера Вермахта, которая отличалась глубиной и обреченностью данного персонажа. Его забросили военные действия в «варварскую» страну и заставили самого превратиться в варвара, который в итоге полюбил русскую девушку Машу, так похожую на его бывшую жену. Никто не оправдывает офицера Кана, но мы чувствуем за ним человека, который переживает не меньшую трагедию. И военные обстоятельства обрекают его на те поступки, которые он вынужден совершать. Мне, как режиссеру, было невероятно приятно услышать слова Томаса после окончания съемок, который заявил, что это была, пожалуй, одна из лучших его ролей.
— В Вашем фильме каждый персонаж обладает невероятным набором качеств, я бы даже назвала их эталонными. А какие на Ваш взгляд качества характеризуют настоящего мужчину или женщину?
— Я считаю, что наиболее важными качествами являются жертвенность, возможность сострадать и любить. На этом базируется все остальное. Любовь к своей Родине, к семье, к друзьям. Любовью пронизаны все сферы жизни. Любовь к кинематографу помогает мне создавать свои картины. Это чувство двигает нас вперед, помогает преодолеть все трудности и вдохновляет нас на новые свершения.
В Америке мне часто задают вопрос о том, не является ли фильм «Сталинград» пропагандой патриотизма? Я отвечаю, что да, безусловно, этот фильм пропагандирует патриотизм и гордость за свою страну. Россия — великая держава, которая сыграла ключевую роль в борьбе против фашизма. Факт того, что наше кино будут показывать в американском кинопрокате, а не в рамках просто кинофестиваля, меня и всю съемочную группу очень радует. Мы хотели сделать качественный продукт, который благодаря технологии IMAX 3D поможет зрителю переместиться в то время, ощутить и прочувствовать события, происходившие во время Сталинградской битвы — битвы за судьбу всего человечества!
Одну из наиболее драматичных, на мой взгляд, ролей, сыграла Яна Студилина. Ее героиня Маша прошла путь от ненависти до любви к немецкому офицеру, пережив презрение и осуждение невольных свидетелей этого обреченного и трагического романа. О подробностях и сложностях во время съемки узнаем у Яны лично.
— Яна, скажите, тяжело ли далась Вам роль Маши?
— Для меня самым сложным было прожить жизнь этой героини. История отношений между русской девушкой Машей и немецким офицером Каном очень трагическая и совсем не политкорректная. Бесчеловечная природа войны обрекает на страдания обоих. Вопрос жизни и смерти, который стоит между людьми, требует от героев мгновенных решений. Завтра уже может и не быть, и от этого чувства и страсти сильнее.
Я безумно благодарна Федору Сергеевичу. Именно благодаря его советам, поддержке и четкому видению сцен я смогла прочувствовать весь трагизм и глубину роли. Тот факт, что фильм снят в формате IMAX 3D помогает более полному погружению зрителя и отправляет его, в так сказать, эмоциональное путешествие по фильму.
— Немецкого офицера сыграл голливудский актер Томас Кречманн. Тяжело ли было Вам сработаться с ним?
— Томас Кречманн — потрясающий актер. Невероятный трудоголик и открытый человек. Мне посчастливилось поработать с настоящим профессионалом своего дела. В нем нет ни грамма пафоса и пресловутой звездной болезни. Мы обсуждали и прорабатывали до мельчайших деталей сцены. Ему было интересно мое видение. Томас сделал мне комплимент, что моя манера игры напоминает манеру игры Шарлиз Терон, с которой он снимался в «Голове в облаках». Мне было очень лестно это слышать, ведь Шарлиз Терон — одна из моих любимых актрис.
— Что было для Вас самым тяжелым в течение периода съемок?
— Вы не поверите, но период съемок пролетел как одно мгновение. На съемочной площадке стерлись языковые барьеры и грани. Наша огромная интернациональная команда работала дружно и слажено. Без преувеличения можно сказать, что мы стали одной большой семьей. Так что, самое тяжелое для меня — это было окончание съемок. Смешанные чувства грусти и радости от проделанной работы. Каждый выкладывался по максимуму, именно поэтому картина не может оставить кого-либо равнодушным.
— В Америке состоится эксклюзивный недельный показ картины в более чем 425 кинотеатрах IMAX. Как Вы думаете, картина будет интересна только русскоязычному населению, или американскому зрителю тоже?
— Мне кажется, фильм «Сталинград» может найти отклик у любого зрителя, вне зависимости от национальности. Тема Великой Отечественной Войны трагична и сакральна. История, разыгрываемая на экранах, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Знаете, в аэропорту, когда я проходила паспортный контроль перед прилетом в Нью-Йорк, таможенник спросил у меня о цели визита, и я ответила, что еду на пресс-релиз фильма «Сталинград». Как же было приятно услышать в ответ, что он знает об этом фильме и ждет премьерного показа в США. Американцы очень интересуются новинками кинопроката, поэтому уверена, что «Сталинград» они с удовольствием посмотрят, тем более картина снята в формате 3D, что позволяет максимально прочувствовать фильм!
Фильм «Сталинград» — это не красивая трехмерная картинка, не мастерство графики и детальность декораций, фильм «Сталинград» — это картина о вечных человеческих ценностях: любви, дружбе, отваге, чувстве долга, самоотверженности и жертвенности. Каждый найдет здесь свое: кто-то — историю любви, кто-то — войну и яркие батальные сцены, а кого-то просто впечатлят спецэффекты. Но самое важное, на мой взгляд, это те мысли и эмоции, с которыми вы выйдете из кинозала. Этот фильм может понравиться, может и не понравиться, но равнодушными он вас точно не оставит, заставляя при этом задуматься о жизни и вечной благодарности тем людям, которые ценою собственных жизней обеспечили нам солнечное будущее!
Ольга Гаричкина, редактора газеты «Славянское Обозрение», RAM/Russian American Media