Грядут ли изменения в коммунистическом Китае в связи с новым руководством и как это скажется на ситуации в мире?..
[Даллас, Техас] В прошлом номере The Dallas Telegraph мы подводили итоги 2012 года в США. Но надо понимать, что США являются частью международной политической системы, изменения в которой так или иначе сказываются и на Америке. Итак, каким был прошедший год для мира и как это может повлиять на США – газета The Dallas Telegraph подводит итоги года…
Индийская коррупция
2012 год не стал лучшим для правительства крупнейшей демократии в мире. Премьер-министр Индии Манмохан Синг из правящей партии «Индийский Национальный Конгресс» начал терять популярность из-за нескольких громких коррупционных скандалов, связанных с использованием высокопоставленными чиновниками своего положения для личного обогащения. Как миллиардные телекоммуникационные скандалы, так и мелкое чиновничье воровство породило волну народного гнева. Иностранные наблюдатели предупреждают, что индийская модель построения демократии может зайти в тупик из-за продажных чиновников-бюрократов и кланового капитализма. Протесты в 2011 году антикоррупционного активиста Анны Хазаре уже в 2012 переросли в создание бывшим коллегой Хазаре, Арвидом Кеджривалом политического движения «Индия против коррупции». С тех пор, как правительство Сингха пришло к власти в 2009 году, оно утратило доверие как внутри страны, так и за ее пределами.
Афганистан: побег от реальности
С одной стороны, продолжается сокращение присутствия западного контингента в Афганистане, а с другой — правительства западных стран отчаянно пытаются вывести своих военных с земли, где вот уже 11 лет не прекращается война. Французам это удалось, они уже прекратили свои военные операции даже раньше срока. Правительство США вдохновляет своих солдат, офицеров и генералов продержаться в Афганистане, пусть даже стиснув зубы, до конца 2014 года. Это, по их мнению, позволит афганскому правительству подготовить обученные силы, оснастить свою армию современным оружием и оборудованием, что, в конечном итоге, поможет бороться с талибами. Но события 2012 года показали, что подобные рассуждения политиков из Вашингтона, мягко скажем, наивны. Это понимание пришло после того, как якобы дружелюбные афганские военные нападали на своих НАТОвских учителей. Во время подобных атак погибло более 60 солдат коалиционных сил.
В то время, как американские военные фокусируются на обучении своих афганских подопечных, все еще не ясно могут ли быть достигнуты результаты в политических переговорах с талибами и, возможно, с их давним покровителем Пакистаном. Администрация президента Обамы усилила бомбежки вдоль афгано-пакистанской границы, чем вызвала недовольство Пакистана. И хотя Барак Обама обещает к 2014 году вывести американские войска из Афганистана, мало кто верит, что с уходом войск НАТО в стране наступит стабильность. Не удивительно, что правительство США ведет с Кабулом переговоры о том, чтобы после вывода основного контингента в стране все еще осталась небольшая американская военная группа.
Проблемные воды Азии
В 2012 году Вашингтон объявил, что ближневосточные интересы США направлены в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Подогрели обстановку территориальные притязания политического и экономического гегемона в мире — Китая на территории в Южно-Китайском море, которое Китай представляет, как сферу своих интересов. На распространение своего влияния в этом море претендуют несколько соседних стран из-за двух многообещающих архипелагов, где обнаружены немалые запасы природного газа. Эти бесплодные земли стали зонами частых конфликтов между китайскими рыболовецкими судами и пограничными судами Вьетнама и Филиппин, что вызвало эмбарго на поставку в Китай бананов с Филиппин. В Восточно-Китайском море Китай столкнулся с Японией за контроль над островом Сенкаку (в Китае известным под названием Дяоюйдао). Этот конфликт вызвал всплеск националистических демонстраций в Китае и бойкот японских товаров. В то время, как соседние страны наблюдают за растущей военной мощью Китая, Пекин уступает националистическим голосам внутри страны, чтобы отвлечь внимание населения от региональных проблем.
Латинская Америка стремится реформировать наркоторговлю
После десятилетий кровопролитной борьбы с наркоторговлей, потраченных на войну с наркодилерами миллиардов долларов, руководители большинства латиноамериканских стран согласились с тем, что эта война, авторами которой стали США, породила больше проблем, чем их решила и, что эту войну необходимо прекратить. Правительства некоторых государств региона решили отойти от политики полного запрета наркотиков к политике государственного контроля в этой области. Наибольшие реформы в этом смысле произошли в Уругвае, левоцентристское правительство которого на законодательном уровне смогло протащить закон о государственном контроле оборота марихуаны. Такие латиноамериканские лидеры, как Отто Перез Молина из Гватемалы на Генеральной Ассамблее ООН призвал к легализации наркотиков, между прочим, не без поддержки Мексики и Колумбии. И хотя новый президент Мексики Энрике Пена Нуето не одобрил предложения по легализации наркотиков, но он призвал к поискам новых путей в борьбе с наркоторговлей, в прошлом десятилетии унесшей десятки тысячи человеческих жизней. Но США, считающиеся самым большим рынком для наркодиллеров, придерживаются иной точки зрения — продолжения войны с наркотиками. И это несмотря на то, что некоторые штаты США одобрили законопроекты, разрешающие отдельные виды наркотиков якобы в лечебных целях. В этой связи Вашингтону не миновать давления со стороны Латинской Америки, побуждающего смягчить свою позицию в вопросе борьбы с наркоторговлей.
Изменение в коммунистическом руководстве
В 2012 году в двух основных коммунистических режимах планеты произошли перестановки. Изолированное правительство Северной Кореи возглавил Ким Чен Ын — третий сын бывшего коммунистического лидера Северной Кореи Ким Чен Ира. Несмотря на слухи о том, что якобы верхушка Пхеньяна постарается избавиться от круглолицего Кима, он уверенно занял оставленный ему отцом пост и начал строительство своего собственного культа личности.
В соседнем Китае, который по оценкам некоторых политологов сильно влияет на политические решения своего корейского соседа, также сменилась власть. Даже говорят, что раз в десятилетие не без подсказки Китая лидерство в Северной Корее переходит к угодному китайским союзникам корейскому политику. Громкий коррупционный скандал, связанный с именем восходящей звезды Коммунистической партии Китая Бо Силаем заставил многих аналитиков поломать голову над тем, что же именно происходит за такой непрозрачной Великой Китайской политической стеной. В 2012 году Китай представил миру своего нового политического лидера Си Цзиньпиня, — внешне такого же мягкого, как и предыдущий лидер Ху Дзиньтау. Си Цзиньпинь начал управление супердержавой 21 века, поигрывая мускулами на внешнеполитическом уровне, но внутри страны — со страхом оглядываясь на возможные социальные волнения недовольных масс, что может стоить Китаю снижения экономического роста. Но и Цзиньпинь, которому предстоит управлять страной в ближайшее десятилетие, и его сотоварищи по партии из Политбюро, принадлежат к крылу так называемых реформаторов. То, как именно они станут проводить внутренние и внешние реформы — окажет колоссальное влияние на весь мир в целом.
Кризис в Мали
Африканское государство Мали еще недавно считалось примером успешной африканской демократии, но от былой демократии почти ничего не осталось. Мали уже сегодня называют новым Сомали, которое разваливается по частям; следующим Афганистаном, напичканным террористическими формированиями и будущей Ливией. Мали находится на пороге войны и, естественно, западная коалиция постарается не допустить войны, введя в страну военный контингент. В марте 2012 года в Мали произошел военный переворот, в результате которого было свергнуто правительство, избранное демократическим путем. Повстанческие силы с севера быстро оккупировали страну. Повстанческие войска состоят, в основном, из подготовленных бойцов из народностей туареги, часть из которых служила в батальонах бывшего главы Ливии — Кадафи. Повстанцы Мали заигрывают с северо-африканской Аль-Каидой, обещая сделать страну мусульманской после ее полного подчинения. Сегодня туареги контролируют больше половины страны, включая исторические центры Мали — города Тимбукту и Гао.
Слабые правительственные силы из Бамако ведут вялую подготовку для наступления на армию сепаратистов, пытаясь вернуть контроль над севером Мали. В предстоящей операции будут участвовать до 3 000 солдат из соседних западно-африканских государств, а западными державами, особенно Францией, чьей колонией Мали когда-то была, будет оказана материальная, техническая и разведывательная поддержка правительству Мали. Но мало кто ожидает, что наступление начнется до весны. Между тем, в стране царит хаос, вызванный продолжающимся гуманитарным кризисом. В результате чего сотням тысяч людей пришлось покинуть места постоянного проживания. Скорее всего, еще нескоро из Мали будут поступать хорошие новости.
Неспокойный год для Нетаньяху
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху был в центре внимания прессы в 2012 году по нескольким причинам — возможное военное противостояние с Ираном; военная операция, призванная остановить палестинские обстрелы с территории Газы; критика политическим истеблишментом Израиля симпатий Нетаньяху по отношению к Митту Ромни, осенью прошлого года возможному претенденту на пост президента США. Израильский лидер не однажды намекал Вашингтону о недостаточности санкций со стороны администрации президента Обамы по отношению к Ирану, стремительно наращивающему свой ядерный потенциал и стоящему в шаге от обогащения урана. Нетаньяху критиковал западных союзников за то, как они вели переговоры с Тегераном.
На самом деле, дипломатическая динамика показывает, что западные державы усилили давление на Иран, чтобы удержать Израиль от односторонних военных действий из-за непрекращающейся угрозы со стороны Ирана в сторону израильского государства. В сентябре 2012 года Израиль информировал ООН о том, что если Иран и дальше будет двигаться в сфере обогащения урана такими темпами, то сразу после пересечения им условно нарисованной Израилем так называемой «красной линии», Израиль вынужден будет к лету 2013 года ответить военными ударами.
Запад поддержал стремление палестинцев Западного Берега к политическому самоопределению. И обращения палестинцев в ООН с просьбой помочь им в этом положило начало давлению Запада на Израиль. В конце концов, Генеральная Ассамблея ООН подавляющим числом голосов проголосовала за повышение статуса Палестины до государства-наблюдателя. В январе этого года премьер-министра Израиля переизбрали на второй срок, а значит, он останется ключевым игроком во внешней политике в этом году.
Еврозону шатает
Обремененная долгами Южная Европа продолжает страшиться, как ночного кошмара, финансового кризиса, что отодвигает перспективы восстановления Еврозоны после мирового кризиса. Массовые протесты и всеобщие забастовки стали обычным делом в 2012 году в Испании, Греции, Италии, Португалии и других регионах. Таким образом, рассерженная общественность сплотилась, выступая против мер жесткой экономии, которые правительства южной Европы вынуждены были ввести, чтобы кризис не распространился дальше, на север. Сильные сокращения государственных расходов мало чем могут помочь росту экономики Средиземноморья. Вместо роста экономики растет неравенство, безработица. Почти четверть рабочего рынка Испании сегодня не трудоустроены. Местные и национальные выборы показывают, что избиратели не желают поддерживать партии, которые ратуют за европейский статус-кво. Это воспринимается избирателями как давление со стороны Брюсселя и Берлина, на финансовые возможности которых надеются для спасения Еврозоны. Выборы в Греции показали поразительную выгоду для крайне левых и крайне правых сил прислушаться к банкирам с севера. Во Франции социалист Франсуа Олланду потеснил консерватора Николя Саркози во время предвыборной компании, запомнившейся французам популистской риторикой, призывающей бойкотировать меры жесткой экономии. Но последующие месяцы власти Олланду показали, что делать дело — гораздо сложнее, чем просто бросать слова на ветер.
Арабская зима
За годом протестов наступил год политики. Следующим этапом после революций в Египте, в Ливии и в Тунисе стал приход к власти еще недавно маргинальных исламистских сил, которые получили небывалые выгоды для себя. В Тунисе правящая партия Эннахда до недавнего времени была вне закона, а сегодня эта умеренная исламская партия имеет большинство мест в законодательных органах и может смело начать реформы по вытеснению всего светского из Туниса.
Нападения на Американское консульство в ливийском Бенгази 11 сентября 2012 года стало ярким примером роста радикализма и опасности нахождения в стране после свержения ливийского диктатора Муаммара Каддафи.
Но все-таки ключевым индикатором является восхождение на политический небосклон Египта партии «Братьев-мусульман» — организации, которая породила в арабском мире многие исламистские движения. Сегодня «Братья-мусульмане» являются правящей партией Египта — страны с наибольшим количеством мусульманского населения в Арабском мире. Партия «Братьев-мусульман» получила большинство голосов во время весенних парламентских выборов, а летом прошлого года ее представитель Муххамед Морси был избран президентом страны. Морси удалось перехитрить военную верхушку страны, которая, было, подумала, что после свержения Хосни Мубарака взяла страну под свой контроль. Но уже в ноябре прошлого года Морси перегнул палку, заявляя о необходимости уменьшить полномочия судей, назначенных еще при Мубараке, чтобы таким образом блокировать разработку новой Конституции. Усиление власти Морси, направленное не только на удовлетворение его диктаторских инстинктов, но и все большую религиозность «Братьев-мусульман», которая и будет формировать новую Конституцию, приведет к новым протестам в Каире на площади Тахрир. И хотя ситуация в Египте более-менее стабильна, но политологи опасаются, что новые веяния в Египте могут привести к новой революции, но не только в внутри страны, а во всем Арабском мире, центром которого является Египет.
Сирийский кровавый тупик
Сирия подошла к своей второй годовщине кровавой гражданской войны. По некоторым оценкам, в результате войны было убито 40 тысяч человек. Мирное восстание против действующего президента Башара Асада в феврале 2011 года переросло в кровавую бойню. Уже второй год подряд весь цивилизованный мир с ужасом наблюдает, как режим Асада бомбит собственные города, но ни США, ни их союзники не хотят вмешиваться в это. Оно и понятно, западные державы не желают быть вовлеченными в тушение еще одного Ближневосточного пожара в авторитарном государстве, которое разваливается на части подобно религиозной секте. Возможности Асада уменьшаются, а большую часть страны контролируют так называемые повстанцы. Источники утверждают, что началась политическая борьба в лагере Асада. Скорее всего, сирийская диктатура падет, правда никто не знает, когда это случиться, скольких человеческих жизней это еще будет стоить и каким будет новый режим, который придет на смену Асаду.
Людмила Качкар
Фото из архива редакции