«Любая картина — это замочная скважина, сквозь которую можно подглядеть душу художника». (Аль Квотион) Русскоязычный Даллас, безусловно, знаком с Михаилом Чаусовским — разносторонне-талантливым, интеллигентным и ярким человеком. Больше 20-ти лет назад он с семьей переехал в Даллас. За эти годы Михаил не только интегрировался в американскую жизнь, но и не забывал о соотечественниках, своим разноплановым талантом украшая культурную жизнь нашей общины. Художник Михаил Чаусовский с ранних лет мечтал стать художником. Но осуществить мечту в родном Киеве оказалось задачей непростой. В послевоенной столице Украины из-за так называемой «пятой графы» поступить в художественный ВУЗ или в пединститут на специальный факультет было практически невозможно. Но Михаил нашел выход: он на время переехал в Курск. В то время на территории России давление антисемитских сил было значительно слабее, чем в Украине. В Курске Михаил поступил в местный пединститут на факультет художественной графики, который успешно окончил в 1978 году, получив квалификацию «преподавателя рисования и черчения». Вернувшись в Киев после окончания пединститута, наш герой устроился работать в одно из научно-исследовательских институтов союзного подчинения в качестве дизайнера. Правда, до отъезда в США он подрабатывал уроками рисования и живописи. Иногда участвовал в групповых выставках молодых художников Украины. «Мысль уехать из СССР, — рассказал он в ходе нашей беседы, — возникла у меня давно. Но армейская служба в ракетных войсках делала неосуществимой мою мечту вплоть до 1989 года». Пройдя унизительную процедуру в ОВИРе и Чопской таможне, Михаил вместе с семьей оказался в красивейшем городе Европы — в Вене. Несмотря на неопределенность своего положения и статуса, он усмотрел в этой ситуации уникальную возможность посмотреть мир. Для него как для художника огромным подарком стали посещения в течение двух месяцев знаменитых австрийских музеев, Венской оперы. После переезда в Италию, где семья Чаусовских прожила 5 месяцев, знакомство Михаила с мировыми культурными шедеврами продолжилось. Как о сказочном сне, вспоминает он о музеях, галереях, памятниках архитектуры этой древней европейской страны. Чтобы выжить, приходилось частенько продавать акварели на улицах Рима. А его десятилетний сын Саша в это же время мыл окна проезжавших автомобилей. По вечерам Михаил вместе со старшим сыном ездили в другой город навестить находившегося в госпитале младшего сына, трехлетнего Евгения. Вскоре Чаусовским предложили переезд в Даллас, где семью встретили тепло и радушно. Молодому художнику посчастливилось стать участником первой совместной выставки русскоязычных художников, организованной в еврейском общинном центре, а затем выставить свои произведения в ряде персональных и групповых выставок. В это время у Михаила возникла идея создать коллекцию картин, которая языком изобразительного искусства рассказывала бы об истории многострадального еврейского народа. Мечты оставались мечтами, потому что нужно было кормить семью, думать о воспитании сыновей. Следовало заняться английским языком, поступить на работу в одну из компаний в Далласе в качестве дизайнера. Тяжелый 10-часовой рабочий день, ежедневная текучка все больше отдаляли Михаила от исполнения его мечты. Хотя иногда удавалось заняться живописью и даже продать свои произведения. Время шло, дети выросли, оба сына стали самостоятельными людьми и дипломированными специалистами. Теперь Михаилу не нужно было, как раньше, возить сыновей в школу, на уроки музыки, на спортивные состязания. У него появилось свободное время, которого он так долго ждал. Пришло время вспомнить и о мечте — о создании исторических полотен, посвященных еврейскому народу. Он решил назвать серию «Мой исход» и воплотить свою идею на 6 триптихах, — по 3 картины в каждой. Серия начиналась с того, как Моисей в течение 40 лет выводил угнетенных египетским рабством мужчин и женщин из пустыни в поисках Земли Обетованной, а заканчивалась уже современностью, — образованием и расцветом государства Израиль. Работу над первым триптихом «Европа» Михаил начал в 2008 году, когда еще работал графиком-дизайнером. Приходилось творить ночами. Когда Михаила сократили с основной работы, работа над проектом значительно ускорилась. Конечно, включиться в активное творчество после 12-летнего перерыва было нелегко. Но он отчетливо понимал, что сама судьба предоставляет ему реальный шанс для реализации давней мечты. Согласившись на скромное пособие по безработице, он, не колеблясь, взялся за воплощение проекта. Работа не прекращалась ни на день, пока не было завершено создание коллекции «Мой исход». В ходе работы он перечитал большое количество исторических книг, посмотрел такие замечательные американские ленты как «Exodus» и «Masada». Большое влияние на проект оказала книга Пола Джонсона «История евреев». У Михаила Чаусовского были сугубо личные мотивы, побудившие его взяться за этот невероятный по объему и художественной сложности проект. Ведь вся семья его отца, Алексея Чаусовского была расстреляна в Киеве, — в печально-известном Бабьем Яру. Своими картинами художник стремился увековечить память о представителях старшего поколения своей семьи. Он полагал, что память о них настолько сильна, что он должен, просто обязан посвятить этим людям свое творчество, инвестировать в него все свое мастерство. Более того, при выезде из СССР, Михаил и его семья смогли прочувствовать то, что чувствовали древние евреи, покидая Египет. Очевидно, поэтому художник творил, не покладая рук. У него не было средств на оплату труда натурщиков, потому он рисовал всех участников его художественных композиций с самого себя, — и мужчин, и женщин, и детей. Безусловно, ему помогли годы рисования с натуры и большой опыт в живописи. Через девять месяцев Михаил Чаусовский закончил свой проект. Мне довелось присутствовать на открытии этой выставки, которое состоялось в центральном зале далласской синагоги «Nishmat Am». Запомнились восторженные отзывы о творческом успехе Михаила, положительные высказывания владелицы художественной студии «Sofia Academy» профессора С. Хунтеевой-Охман, преподавательницы изобразительного искусства М. Штеренберг, любителей живописи П. Бельского и М. Велицкого. Мнения всех сходились в одном — такую работу мог выполнить только талантливый и целеустремленный художник. Это же подтвердил в своем эмоциональном и аргументированном выступлении раввин этой синагоги Ицхак Коэн. Только за создание проекта «Мой исход» Михаил Чаусовский достоин уважения со стороны всей русскоязычной общины Далласа. Однако Михаил оказался не только талантливым художником, но и музыкантом, автором многих песен, организатором нескольких запомнившихся зрителям Далласа культурно-просветительных вечеров. Музыкант С юношеских лет Михаил Чаусовский был большим любителем бардовских песен, которые он с большим вдохновением сегодня исполняет под гитару. И, начиная с 2003 года, он непременный участник всех 20-ти слетов Клуба самодеятельной песни (КСП), проходивших в живописных окрестностях Хьюстона. Во время слета КСП, состоявшегося осенью 2004 года, у далласских любителей авторской песни родилась идея провести благотворительный вечер, а все собранные средства передать семьям израильских солдат, погибших в Первой ливанской войне. И такой литературно-музыкальный вечер был проведен в одной из самых крупных синагог Далласа «Sheaveth Israel». Тогда было собрано 6 тысяч долларов, которые отправили в Израиль. После этого энтузиасты, в числе которых был и Михаил, создали клуб авторской песни, который сокращенно назвали «БарДаК». Этот коллектив успешно провел ряд концертов под названием «Песни нашего двора» в клубе дома «Tuscany», где проживало большое количество пожилых русскоязычных иммигрантов, а также в концертном зале Русской бани. А 21 июля этого года в помещении старого пожарного депо города Аллен собрались любители авторской песни и ценители творчества Михаила Булгакова, чтобы послушать литературно-музыкальную композицию «Рукописи не горят». Наша газета уже писала об огромном успехе этого мероприятия. Определенная доля зрительских аплодисментов досталась и Михаилу. Он с присущим ему мастерством исполнил «Патриаршие пруды» В. Егорова, «Иерусалим» Н. Вотинцевой. Но особенно пришелся по душе зрителям «Романс генерала Черноты» Александра Розембаума. Вдохновленный успехом этой композиции Михаил готовится к сольному концерту, который он условно назвал «О чем поет художник?» Педагог Михаил Чаусовский получил высшее педагогическое образование. И до последнего времени он не мог в полной мере раскрыть свои способности и знания как учитель рисования и живописи. Правда, были у него отдельные частные занятия с рядом учеников, но это не носило постоянного характера. Но в 2012 году владелица студии «Sofia Art Academy» профессор С. Хунтеева-Охман пригласила Михаила на преподавательскую работу. И хотя Михаилу давно хотелось передать свои знания и опыт тем, кто хотел бы научиться рисованию и пониманию живописи, он никогда не думал, что эта работа так его увлечет. В студию приходят заниматься люди разного возраста, — дети, подростки, взрослые, а также люди пожилого возраста. И, конечно, каждый из них требует к себе особого индивидуального подхода. Быть учителем, — дело непростое. Нельзя формально подходить к своим обязанностям, нужно жить жизнью своих учеников. Иногда даже наступать на свой характер, не давая воли командному тону и нетерпимости. Ученики ждут от учителя профессионализма и мастерства, помощи в преодолении неопытности и новых знаний. В этом году студии «Sofia Art Academy» исполняется 20 лет. По этому поводу в одной из галерей Далласа вскоре откроется юбилейная выставка. Все студийцы под руководством своих наставников готовятся к этому большому событию, стремясь показать самое лучшее, чему сумели научиться. Михаил Чаусовский и его ученики также активно готовятся к вернисажу. В свое время еще великий Роден написал: «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком, только потом — художником». Зная много лет знакомства с Михаилом Чаусовским могу с уверенностью сказать, что он Человек с большой буквы, который никогда не остановится на достигнутом. Уверен, русскоязычный Даллас еще не раз услышит о нашем талантливом соотечественнике, как о творце прекрасного, творце мира любви, гармонии и правды… Леонид Белявский Фото Сергея Тараненко и из архива М. Чаусовского