Короткие стрижки бросили вызов человечеству

Благодаря Коко Шанель короткая стрижка навсегда осталась в моде

[Даллас, Техас] «Я думаю, что длинные волосы — это еще одни оковы, которые женщины сбросили на пути к свободе», — так когда-то сказала известная американская певица Мэри Гарден. В апреле 1927 года в популярном американском женском журнале «Pictorial Review» появилась статья под названием «Зачем я постриглась» (Why I Bobbed My Hair), в которой певица подключилась к бурным дебатам по поводу захлестнувшей мир моды на короткие женские стрижки. А начались эти дебаты в 1914 году с больничной койки, когда популярнейшая танцовщица Ирен Кастл, попав в больницу с приступом аппендицита, значительно укоротила свои волосы с одной лишь целью: чтобы было легче ухаживать за ними после операции. Модницы восприняли непривычный образ Ирен как руководство к действию и отправились в парикмахерские, чтобы распрощаться со своими косами.

Исторически первые короткие стрижки у дам были незамысловатыми — по одной линии отрезанные волосы, длина которых варьировалась до середины шеи, до скул или чуть выше скул. Чтобы прическа была более интересной, ее часто дополняли лентой, повязанной вокруг головы, а волосы завивали марсельскими щипцами, изобретенными Марселем Грато в 1870-е годы.

В 1917 году парижский парикмахер Антуан модернизировал и усложнил форму женской короткой стрижки. Появился так называемый Shingle bob (shingle — одно из значений этого слова галька, круглый камушек). Это очень короткая стрижка, придающая волосам округлую форму. На шее волосы сильно выстрижены. Такая стрижка также известна под названием «Фокстрот». Прическа, предложенная Антуаном, стала сверх популярной. Да и сам Антуан к тому времени стал известным мастером, прокладывая себе своим незаурядным талантом путь в вечность.

Когда-то мальчик из бедной польской семьи Антоний Сиерпликовский, или просто Антек, как звали его на родине, приехал в город Лодзь к своему дяде парикмахеру, чтобы стать его учеником. Вместе с дядей он ходил по домам клиентов, учился ремеслу и зарабатывал на жизнь. В 1901 году молодой человек отправился в Париж с твердым намерением завоевать столицу мировой моды. В 1912 году Антуан открыл свой первый салон на улице Cambon в Париже. С 1925 года его салоны начали работать в США, а к 1945 году Антуан стал владельцем 121 парикмахерского заведения. Его популярность стремительно росла, а среди клиентов значились сплошь знаменитости. Господин Антуан стал одним из самых значимых мастеров в истории парикмахерского дела. Французский писатель и поэт Жан Кокто сказал о нем: «Антуан — настоящий поэт и, без сомнения, этот дар позволяет ему сделать стрижку подлинным произведение искусства». Кроме того, Антуан был учителем другого легендарного мастера прически — Александра де Пари (Луи Александр Раймон), признанного символом французской элегантности.

С марта 1917 года короткая стрижка была обречена стать модным бестселлером, поскольку в один прекрасный день ни кто иной, как сама Коко Шанель появилась на публике с коротко подстриженными волосами. Но на самом деле мадемуазель Шанель рассталась со своими роскошными черными косами, которые она обычно оборачивала вокруг головы, вовсе не из-за нового поветрия. Шанель не следовала модным тенденциям. Она их создавала. Просто в жизни Габриэль Шанель был период сильных душевных переживаний и то, что она сделала со своей прической, было женским эмоциональным порывом. Через некоторое время Шанель, которой совсем не хотелось «выворачивать душу» и обсуждать истинную причину своего поступка, шутливо объясняла, что перед самим отъездом в Оперу, в ее квартире взорвался газовый водонагреватель, отчего она вся оказалась в саже и волосы опалились, так что пышная шевелюра приобрела совершенно непрезентабельный вид. За короткое время исправить что-либо было решительно невозможно. Пришлось пойти на радикальные меры. Этот рассказ с течением времени менялся сотни раз и обрастал новыми подробностями. А на вопрос, не легенда ли все это, Шанель всякий раз отвечала, что легенды гораздо интереснее реальности.

Современник Шанель, писатель Поль Моран, заметив среди прекрасных дам сильное волнение по поводу новой тенденции, в том же марте 1917 года написал заметку, опубликованную в крупнейшей французской газете «Журналь» (Le Journal), где подметил: «Тенденция носить короткие стрижки распространилась среди женщин в какие-нибудь несколько дней. Все помешались на этом, начиная с Шанель и мадам Ле Телье (жена Анри Ле Телье издателя «Le Journal»).

После окончания Первой мировой войны мода на короткие стрижки достигла апогея. Женщины 1920-х годов полностью отдали предпочтение коротко подстриженным и уложенным при помощи горячих щипцов (горячая укладка) или пальцев, укладочного средства и расчески (холодная укладка) волосам. Надо сказать, что такие укладки требовали от парикмахеров очень большого мастерства. Парикмахерское искусство процветало и совершенствовалось. И хотя короткие прически не отличались особым разнообразием, даже незначительная разница в их силуэтах давала возможность придумывать новые названия. Названия стрижек указывали на непосредственную форму стрижки, боба, каре и пажа и иногда были навеянны модными танцами и кинематографом «Танго», «Фокстрот», «Dolly Sisters» и т.д.

В мае 1920 года в «Evening Post» публикуется рассказ Скотта Фицджеральда «Бернис постригается» (Bernice Bobs Her Hair). Автор создает образ девушки, живущей среди поколения флэпперс (flappers – в разговорном английском — ветреная особа, взбалмошная, без особых моральных устоев, живущая по новым правилам и одевающаяся в соответствии с новыми модными тенденциями).

В 1922 году в свет выходит, как сказали бы теперь, культовая повесть Виктора Маргеритта «Ле гарсон» («Мальчик»), вызвавшая настоящий скандал в обществе. История рассказывает о явлении флэпперс — новом поколении молодых женщин, постриженных, одетых в короткие юбки, слушающих джаз, танцующих модные танцы, презирающих то, что было принято считать пристойным поведением. Флэпперс позволяли себе спиртные напитки, открыто курили, пользовались яркой косметикой, водили автомобиль, наслаждались жизнью и были сексуально раскованы.

Так называемая «женщина-мальчик» могла найти себя в любой профессии, она занималась спортом, страстно увлекалась модными танцами — фокстротом и чарлстоном. И еще обязательно следила за своим весом, так как идеалом 1920-х годов являлась высокая, стройная женщина с узкими бедрами и маленькой грудью, со стройными ногами, которые больше не следовало прятать под длинными юбками. Стиль «Ле гарсон» стал новым направлением в моде 20-х годов 20 века.

Новая мода на короткие женские стрижки прижилась и в России, переживающей тяжелейший в своей истории период – Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. Но и пламенные революционерки, и богема, и шикарные дамочки периода нэпа, и труженицы в красных косыночках — все приняли новый модный стиль.

Вот так, благодаря воспалившемуся аппендиксу Ирен Кастл, Первой мировой войне и душевной хандре Коко Шанель коротко постриженные волосы стали визитной карточкой модной эмансипированной женщины начала 20 века, а затем, шагнув за рамки своего времени, обрели статус вневременной моды, дающей женщинам возможность выбирать свой стиль.

Анна Ферманова, креативный директор Capelli Salon специально для The Dallas Telegraph
Фото из архива редакции

 

Comments are closed.