За день до девятой годовщины терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, мы в прикипели к телевизорам. Выступая перед прессой, американский президент демократ Барак Обама, о котором мы еще раз публично подчеркнул свою принадлежность к христианской церкви. Он напомнил всем журналистам, а через них и всему миру, что в США церковь отделена от государства, что у каждой религии равные права в отношении строительства тех или иных сооружений для отправления своего религиозного культа. Президент отвечал на вопрос о так называемом Доме Кордова (Cordova House) – религиозно-культурном центре мусульман, предполагаемое строительство которого разделило Америку на три лагеря. Первый – противники, второй – сторонники, а третий – все те, кому вообще нет дела до всех этих «политических игр» (живут и такие в США).
Продолжение размышлений известного христианского публициста Людмилы Качкар о строительстве мусульманского духовно-культурного центра в Нью-Йорке – в двух кварталах от трагедии 11 сентября 2001 года; о позиции пастора Терри Джонса из Флориды; о мусульманском факторе в США; об очередной, теперь уже девятой, годовщине террактов в Нью-Йорке и Вашингтоне и о том, что думают об этом христиане-американцы читайте в материале “9/11: Так жечь или не жечь?
Сергей Тараненко
Спроси сегодня, особенно в канун трагической годовщины 9/11, у большинства американцев – где мусульмане собираются строить свой духовно-культурный центр? Ответ будет до банальности одинаковым: «Мусульмане собрались строить мечеть на месте упавших башен-близнецов, – на так называемом «нулевой отметке» («Ground Zero»).
Справедливости ради стоит заметить, что 15-этажный центр (а не мечеть) с бассейном, зрительским залом на 500 мест, спортзалом, книжным магазином планируют возводить в двух кварталах от места, где произошла трагедия 11 сентября. Но и эту землю родные и близкие погибших в теракте считают «святой землей». И дело не только в этом. Посмотрите на Европу, – в Германии, Франции, Великобритании, которые в отличие от Америки – большого «плавильного котла» не переплавляют ни религий, ни наций, исламский фактор уже зашкаливает. Во Франции все громче отстаивают хиджабы и прочие якобы культурные особенности, в Германии мусульмане активно заявляют о своих правах на Германию, в Великобритании мусульмане замешаны во многих терактах. И все потому, что Европа активно привечает исламский мир и, между прочим, с еще большей политкорректностью, чем это делают в США. А братья-мусульмане рады, как говорит один известный журналист, и ногу в дверь вставить, а там, глядишь, и в дверь можно будет беспрепятственно войти – то ли через деторождение – а в мусульманстве поощряются многодетные семьи, то ли посредством строительством культовых зданий и распространением своей веры среди охладевших к христианству европейцев… И, надо сказать, американцы, глядя на Европу, и, пережив 9/11, боятся, что Америка повторит судьбу Старого Света: «А вдруг США перестанет переплавлять религии и нации? Вдруг религии и нации начнут переплавлять Америку?».
Рядовые американцы спрашивают себя, – а где гарантия, что этот бассейн, построенный в самом сердце Америки, не будет использоваться, как центр по хранению оружия. Пытаясь оставаться объективной, и в то же время, анализируя политику арабского мира последних лет, также начинаешь сомневаться, а, действительно, зачем имаму Фейсал Рауфу из Нью-Йорка, так рьяно отстаивающему этот проект, и тем реальным силам, которые за ним стоят, строить мечеть в такой близости от места гибели тысяч людей? И хотя духовное лицо разводит риторику о том, что это строение может послужить знаком примирения и взаимопонимания религий, где-то на интуитивном уровне понимаешь, что это не так, что имам Фейсал лукавит. Если бы собирались строить мечеть, то вопросов было бы меньше, а тут что-то расплывчатое и непонятное.
В этой связи давайте проведем аналогию духовно-религиозного центра с таким знакомым для каждого из нас, родившихся в СССР, Домом и Дворцом культуры советского времени, которые только и занимались тем, чтобы вовлечь население в якобы культурный досуг. Но мы все это проходили, – где культура, там и идеология, а сильнее религии – идеологии даже коммунисты не придумали. Вот, например, заходишь ты, простой американец, снимающий скромную однокомнатную квартирку в районе большого Манхеттена в спортзал духовно-культурного центра Дом Кордова (Кордоба), а там прямо перед тобой плакат – «Слава Аллаху!», поворачиваешь голову направо, и оттуда на тебя смотрит надпись: «Честь, ум и совесть исламской партии». Пытаешься с надеждой повернуться влево, но и оттуда тебе подмигивает: «Я арабский бы выучил только за то, что на нем разговаривал пророк Мухаммед!» И, наконец, не в силах противостоять этому засорению мозгов, ты пытаешься убежать из этого «духовного центра», но и здесь тебя поджидает послание: «Ислам – дело добровольное. Хочешь, вступай, не хочешь, камнями забьем». И вот такой простой житель самого центра Нью-Йорка, сбежав однажды, во второй раз снова сюда заглянет, спортзал и бассейн-то – бесплатные, а такого «добра на Манхеттене не валяется». Заглянет два, три раза, а потом попривыкнет к лозунгам на стенах, к бесплатным исламским книгам в магазине. И, скорее всего, из чувства благодарности за бесплатный бассейн однажды предложит свою волонтерскую помощь на какой-нибудь исламской конференции, а в следующий раз прислушается к тому, что говорят патриархи ислама, и покажется ему эта мысль разумной и неокрепший разум выберет в пользу ислама. Не имею ничего против ислама в Арабских Эмиратах или Саудовской Аравии, но не могу молчать о способах промывания мусульманами наших мозгов в Америке, которая при всей своей свободе совести все-таки была построена на Библейских принципах.
Как правильно подметил один из американских журналистов, – интересно, а что в Доме Кордова мусульмане с годовым доходом в сотни миллионов долларов и квадратный фунт жилых домов которых стоит десятки миллионов долларов, будут конструкторы собирать или фигурки из пластилина вылепливать? Не нужно также забывать, что недвижимость на Манхэттене стоит даже не миллионы, а миллиарды долларов; а ежегодный налог на недвижимость даже за скромный кусок земли простым мусульманам не потянуть. Это означает, что все расходы по содержанию будущего духовно-культурного центра станут оплачивать так называемые арабские шейхи или террористы – и у тех, и у других денег немерено. Арабский Восток, как известно, делает свои миллиарды долларов на нефти. По данным Международного института финансов, опубликованным в журнале CNBС Business, «только между 2004 и 2006 годами – Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Оман отложили на “черный день” 369 миллиардов евро». Только эмирату Абу-Даби, также являющемуся столицей Объединенных Арабских Эмиратов, с населением в полтора миллиона человек, ежемесячно продажа нефти приносит 2,25 миллиарда евро. Взлетевшие до неба доходы от продажи ближневосточной нефти, привели арабов в Европу, а теперь и в Америку, делая их самыми большими инвесторами не только в экономику европейских стран и Америки, но теперь и в религию. Видимо, финансирование духовно-культурного мусульманского центра в Нью-Йорке из того же источника.
Многие объекты американской недвижимости сегодня принадлежат или находятся в аренде у выходцев из Ближнего Востока. Так, например, Дубайская компания приобрела британскую компанию P&O, и эта сделка дала возможность компании из Дубайя полностью контролировать шесть (!) американских морских портов – в Нью-Йорке, Майями, в Нью-Арке порт Элизабет, в Филадельфии, Балтиморе и Новом Орлеане. Политики тех штатов, чьи порты перешли под контроль арабов, подняли шум в медиа. И немудрено, ведь это жизненно-важные ворота страны. Другие задавали вопросы администрации Буша, каким образом эта сделка так быстро была одобрена? Ведь двое из шести террористов, направивших самолеты на башни-близнецы, были гражданами ОАЭ. Также Эмираты известны как финансовая база и база для подготовки боевиков для Аль-Каиды. Подмяв под себя большинство морских ворот США, у арабов появилась возможность практически бесконтрольно ввозить в страну террористов и оружие…
То, что в полемику – строить или не строить мусульманам свой центр в сердце города Большого яблока – вмешался президент США, безусловно, добавило масла в огонь. Фигура президента подтянула его сторонников из демократов и противников от республиканцев, которые, в свою очередь, привлекли прессу, телевидение, радио, а потом и всю Америку. Но президент, активно поясняет, что отстаиванием права на строительство центра, ратует только за соблюдение первой поправки к американской Конституции, но не больше. Скорее всего, таким образом, он отрабатывает ресурсы, вложенные в свое время арабскими шейхами в его избирательную кампанию, хотя публично от этих фактов президент открещивается. Вообще президент Обама находится в интересном положении, ему нужно угодить всем – и белым, которых в Америке большинство, и черным, которые за него голосовали, и арабам, которые его финансировали, и демократам, в чьей партии он состоит, и христианской церкви, членом которой он является. Вот он периодически и отклоняется в разные стороны, а его противники тут же кричат о «настоящей сущности» Обамы. Такое непостоянство, подчас, похожее на бессистемное метание, на руку либералам, которые активно расшатывают библейский фундамент американского государства.
На этом фоне поступок пастора церкви Dove World Outreach Center in Gainesville из Флориды Терри Джонса, предложившего 11 сентября публично сжечь 200 Коранов, как протест против строительства мусульманского центра недалеко от «нулевой отметки», а также против исламских радикалов, не выглядит чем-то шокирующим. Как всегда, масс-медиа, такие жадные до сенсаций, выставили пастора из Флориды «козлом отпущения». Хотя, похоже, что таким образом консервативная Америка, как считают многие американские обозреватели-христиане, возможно и наивным способом пытается защищаться, сохранить свою страну и веру своих дедов и прадедов. Пастор Терри сегодня 11 сентября намерен встретиться с духовным лидером строительства центра в Нью-Йорке и, как он заявил в интервью NBC’s TODAY, «если встреча не состоится, я, возможно, изменю свое решение не сжигать Коран». Какое послание пастор Терри из Флориды хочет донести духовному покровителю мусульманского центра в Нью-Йорке, кроме того, чтобы перенести центр подальше от центра «нулевой отметки», мы или узнаем 11 сентября или не узнаем никогда. Все зависит от его решимости идти до конца.
То ли под давлением политиков, то ли по какой-то другой причине пастор Терри решил пока отменить акт сжигания Священной Книги мусульман, о котором он впервые заявил на особенно популярной в Америке социальной сети Facebook. Группа религиозных лидеров из родного города Джонса передала ему петицию, подписанную восьмью тысячами человек, просившими пастора отказаться от сжигания Коранов. Среди доводов пастор Терри услышал также, что этот акт поставит под угрозу жизни христианских миссионеров, находящихся в разных странах мира, что в мире проживает порядка миллиарда мусульман, которые могут неадекватно отреагировать на этот поступок.
При том, что на Арабском Востоке в массовом порядке сжигают американские флаги и священные для христиан книги, не говоря уже о пытках и побивании камнями христиан. Но почему то об этом не кричат ни New York Times, ни USA Today. Кстати, на днях, мусульмане в Кабуле протестовали против сжигания Коранов, скандируя – «Смерть Америке». Там же было публично сожжено чучело, изображавшее пастора Терри Джонса.
Сегодня на Живом Журнале в посте у одного из своих друзей прочла вопрос – «Нравственно ли сжигать Коран?» и под занавес поста – вывод: «Мы не сможем приобретать мусульман для Иисуса, если будем действовать так радикально». И вот здесь уже христианская Америка разделилась на два лагеря – тех, кто призывает любить ближних и тех, кто сохраняет свой дом Америку от чуждого влияния и оставляет за собой право чтить память погибших во время теракта 9 сентября 2001 года. Вторых, как показывает социальный опрос, больше. Надо жить в Америке, чтобы понимать эту внутреннюю борьбу американцев. Посмотрите, что творится на страничке в Facebook – International Burn A Koran Day, и вы увидите, перед каким непростым выбором стоит Америка. Даже мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг не устоял, заявив, что у пастора Терри есть таки конституционное право сжигать Коран. Без сомнения, некоторые консервативные христианские лидеры США втайне поддерживают пастора из Флориды, но вряд ли кто-то из них публично осмелиться высказаться за эту инициативу. Скорее всего, эта акция так и останется акцией одного пастора, которого журналисты уже называют вторым Геростратом (первый, как известно, желая попасть в историю, сжег храм Артемиды, являющейся одним из чудес света).
При этом два десятка христианских, еврейских и мусульманских лидеров США в эти дни собирались в Вашингтоне на экстренное совещание (в списке представителей евангельских христиан США не нашлось ни одного известного имени). Архиепископ католической церкви в Вашингтоне кардинал Теодор Маккирик (Theodore E. McCarrick) заявил: «Религиозные лидеры не могут молчать, когда происходят такие вещи. Сожжение Корана может быть принято за официальную точку зрения Америки, а она таковой не является». «Любые ненавистные действия и заявления против мусульман бесчестят имя Иисуса Христа», – сказал пастор Ричард Чижик (Richard Cizik), президент Новоевангельской Программы всеобщего добра и активист Национальной Ассоциации евангелистов.
Российские протестанты, проживая в многоконфессиональной стране, где мусульмане считаются одной из традиционных религий, также высказались по этому поводу. Как сообщает РИА-Новости, Консультативный совет глав протестантских церквей России осудил «широко разрекламированное намерение американского пастора Терри Джонса устроить костер из экземпляров Корана» в память о событиях 11 сентября 2001 года. «Публичное сжигание Корана может привести к усилению антихристианских настроений в исламском мире и вызвать серьезный рост религиозного противостояния во всем мире», – предупреждают главы протестантских церквей России.
Свидетельство тому – свежее заявление шиитского лидера Ирана Аятолла ЛоФаллах Сафи Голпоягани (Lotfollah Safi Golpayegani) – о необратимых последствиях, если пастор Джонс выполнит свою угрозу: «Я предупреждаю христианских лидеров, что если такое катастрофическое и античеловеческое событие произойдет в США, мы будем считать ответственным за это американское правительство и лично президента Обаму».
…11 сентября 2001 года изменило не только США, но и весь мир. Отныне современная история делится на до – новую и после – новейшую историю… Станет ли 11 сентября 2010 года такой же исторической вехой, приблизившей приход Иисуса Христа? Об этом весь мир узнает через 16 часов… Мир, в буквальном смысле слова, сейчас находится в руках у простоватого на вид американского пастора из Флориды Терри Джонса, который верит в Бога Библии, любит свою страну и искренне надеется, что поступает по-библейски…
Людмила Качкар, “Ground Zero”, Нью-Йорк – Даллас, Техас