[Даллас, Техас] Lucy Morar — за этим уже довольно известным в русскоязычном Далласе брендом скрывается имя Людмилы Морарь — архитектора по образованию, а также человека творческого и талантливого от макушки головы до кончиков пальцев на ногах. Людмила Морарь своими руками может делать разного рода уникальные изделия, но ее настоящая страсть — это предметы одежды (шарфы, туники), выполненные в технике нуно-фелтинга. Нуно в переводе с японского — это ткань, а фелт — шерстяной войлок. Технология нуно-фелтинга предполагает приваливание шерстяных волокон к ткани, создавая единое целое из легкого шелка и тончайшего войлока.
— Людмила, как вы пришли к этому виду творчества?
— Примеры этой техники я обнаружила в интернете меньше года назад, и сразу в нее влюбилась. Мне хотелось сделать подруге необычный подарок, и я решила свалять ей такой шарф. Я попробовала (мне помогала Лена Васькова/Childers, она была знакома с этой техникой), и всё прекрасно получилось. Мне нравится, что работая в этой технике я пользуюсь теми же навыками, что и в любимых мною живописи и графике. Делаю я в основном, шарфы, но нуно-фелтинг используют при изготовлении одежды, сумок, аксессуаров.
— Каким образом происходит валяние?
— Для изготовления своих шарфов я использую только высококачественные натуральные материалы — шелк-шифон, тончайшую овечью шерсть меринос (предпочитаю итальянскую), растительные волокна. Основу шарфа, например, шелк-шифон я раскладываю на столе, затем начинается мой любимый процесс — то, что я называю “живопись шерстью”, то есть поверх шёлка я выкладываю шерстью заранее придуманый рисунок. А затем начинаю мокрый процесс — мыльной водой сбрызгивается поверхность ткани и разложенная сверху шерсть. Когда увлажненные шерсть и ткань скрепятся друг с другом, можно начинать валяние, оно уже не нарушит рисунка. Я скручиваю шарф в рулон и начинаю интенсивно катать изделие. В результате ворсинки шерсти проникают в ткань и сцепляются с шелковами нитями. В зависимости от сложности изделия — односторонний шарф или двухсторонний, зимний ли это вариант или легкий, летний — валяние занимает разное количество времени. Потом изделие нужно прополоскать, разложить и просушить. Теплая мыльная вода начинает стягивать шерсть, которая, в свою очередь, стягивает за собой шелк-шифон. В результате создается очень интересная текстура, иногда даже непредсказуемая. Я каждый раз предвкушаю результат и говорю, что несмотря на тяжелый физический труд, нуно-фелтинг — благородное искусство.
— Сколько дней у вас уходит на изготовление одного шарфа?
— Примерно два-три дня.
— С января 2013 года вы активно осваиваете эту технологию, а сколько шарфов вы успели сделать за это время?
— 27! У меня самой остался только первый шарф, как я его называют “первый блин”, а остальные были сделаны на заказ или подарены.
— Людмила, кто ваши клиенты?
— В основном, мои друзья и знакомые. Причем, некоторые из них покупают и не по одному шарфу. Одна клиентка купила у меня уже готовый зимний шарф, потом заказала одного цвета, затем другого. Таким образом, она в течение этого года стала обладательницей четырех моих шарфов.
— И что же вы приготовите к нашей декабрьской ярмарке (Holiday Craft Show and Bazaar)?
— Во-первых, я хочу продемонстрировать уже сделанные на заказ изделия, чтобы показать качество, мое мастерство и возможности. Специально для выставки я приготовлю небольшие шарфы осенне-зимнего плана и бижутерию, например, валяные бусы. Я вижу, как людям нравятся мои изделия, особенно, когда они берут их в руки…
Людмила Тараненко
Фото Сергея Тараненко